В кругах ученых и полярных исследователей продолжала оставаться достаточно популярной гипотеза об открытом водном пространстве вблизи Северного полюса. Наличие такой «полыньи» как будто подтверждалось не только теоретическими соображениями, но и конкретными наблюдениями. В 1852 г. английский капитан Э.О. Инглфилд, исследуя северные берега Баффиновой Земли, далеко проник за пределы полярного круга, видел далеко простиравшееся открытое море, и лишь шторм заставил его прекратить плавание на север. В 1850-е гг. на севере Гренландии и на острове Элсмира работали американские полярники, зимовали, совершили поход на ледовый купол самого большого в мире острова и были уверены, что к северу от Гренландии имеется открытое водное пространство. Книга участника экспедиции И.И. Хейса так и называлась «Открытое Полярное море». На портале wonderfulway.ru представлена уникальная информация про исследование Арктики и страны данного региона Земного шара. В 1861 г. шведская экспедиция Отто Торелля исследовала океан у западных берегов Шпицбергена и установила заметное влияние на термические условия этой акватории теплого течения Гольфстрим. В 1863 г. норвежская экспедиция Э. Карлсена впервые обошла по открытой воде весь архипелаг, образующий Шпицберген. В 1871 г. в «открытое Полярное море» Хейса отправился американский пароход «Поларис» под командой Ч-Ф. Холла. Ему удалось проникнуть в море Линкольна, но на широте 82°26’встретились льды и пришлось отступить. Во время зимовки Холл скончался. Летом 1872 г. в Баффиновом заливе судно потерпело бедствие. Когда на лед высадилась часть команды, судно внезапно освободилось из ледового плена и исчезло во мраке полярной ночи. Оставшиеся на льдине 19 участников экспедиции, и в их числе девять эскимосов, выдержав невероятные испытания, были вынесены в Атлантику и только весной 1873 г. подобраны китобойным судном. 14 человек, оставшиеся на «Поларисе», дававшем сильную течь, посадили судно на мель, перезимовали на гренландском берегу. Летом 1873 г. на двух лодках они направились вдоль берега на юг и также были подобраны китобойцем.
Повышенный интерес к изучению Арктики был и в кругах русских ученых. В 1865 г. лейтенант Николай Густавович Шиллинг на основе сопоставления данных о дрейфе льдов в западной части Арктического бассейна сделал предположение, что «между Беринговым проливом и полюсом или около тех мест должна находиться до сих пор не открытая земля берег которой имеет такое направление, что отражает от себя общее течение полярного моря и направляет его к востоку в пролив Северо-Американского архипелага» (Дибнер, 1959. С. 88). Свои соображения о характере циркуляции арктических льдов Шиллинг поместил в статье «О новом пути для открытий в Северном полярном Океане», опубликованной в «Морском сборнике».
В 1879 г. на заседании отделения физической географии Географического общества была создана представительная комиссия, включавшая Шиллинга, для рассмотрения предложения А.И. Воейкова и полярного промышленника М.К. Сидорова о снаряжении экспедиции в северные моря. От имени комиссии доклад с развернутой программой необходимых исследований подготовил П.А. Кропоткин. В докладе, в частности, приведены аргументы в пользу необходимости тщательного поиска неизвестных островов. «Между Шпицбергеном и восточным берегом Гренландии, — говорилось в докладе, — замечено сильное течение... которое постоянно несет огромные массы плавающего льда по этому направлению... Только вряд ли одна группа островов Шпицбергена была бы в состоянии удержать огромные массы льда, занимающие пространство в несколько тысяч квадратных миль в постоянно одинаковом положении между Шпицбергеном и Новой Землей. Не представляет ли нам это обстоятельство, равно как и относительно легкое достижение северной части Шпицбергена, право думать, что между этим островом и Новой Землей находится еще не открытая земля, которая простирается к северу дальше Шпицбергена и удерживает льды за собою. Если бы этого материка здесь не существовало, то, вероятно, от действия течения... Нордкап и весь берег Лапландии были бы покрыты вечным льдом. Слабое теплое течение едва ли не уступило бы перед напором ледяных полей...» (Кропоткин, 1871. С. 41). Доклад комиссии представляет собой пример замечательного обобщения сведений и гипотез о физической географии Арктики и содержит обоснованный вывод о целесообразности организации экспедиции. «Цель экспедиции должна быть исключительно научная и по преимуществу географическая... — обозреть возможно большее пространство Ледовитого Океана и расширить таким образом наши сведения об Океане и его островах» (Там же. С. 90). В докладе отмечено слабое знание производительных сил не только окраин страны, но и ее внутренних частей, причину чего следует искать «в поразительном недостатке распространения точных и естественно-научных знаний в обществе, в отсутствии интереса ко всему выходящему из тесного кружка ближайших научных интересов...» (Там же. С. 82). Из-за отсутствия средств, программа не была реализована. Два года спустя Австрийская экспедиция К. Вайпрехта и Ю. Пайера открыла архипелаг, названный Землей Франца Иосифа.
В 1865 г. на съезде Берлинского географического общества известный 2G0 немецкий географ и журналист Август Петерман доложил соображения овозможности достижения полюса со стороны Шпицбергена. Петерман считал, что Гольфстрим распространяется вплоть до Чукотки, обеспечивая в Центральной Арктике существование полыньи (Таммиксаар, Сухова, 1997). Задача состояла в том, чтобы преодолеть ледовый пояс к северу от архипелага и войти в открытое полярное море.
В 1868 г. яхта «Германия» направилась на север вдоль восточных берегов Гренландии. Ей удалось пробиться до 80 0 с. ш. Экспедиция подтвердила существование теплого течения, направленного на север к западу от Шпицбергена, и холодного вдоль восточных берегов Гренландии в обратном направлении из Арктики. В 1869 г. немцы предприняли новую попытку пробиться в Арктику. Одно из судов, «Ганза», было льдами раздавлено. Моряки совершили дрейф на льдине, на вельботах добрались до Гренландии и оттуда были доставлены на родину. Другое судно, пароход «Германия», провело зиму у северо-восточных берегов Гренландии и благополучно вернулось домой. Руководители экспедиции К. Кольдевей и Ю. Пайер относительно вопроса об открытом полярном море дали отрицательный ответ.
В 1868 г. шведский полярник Нильс-Адольф Эрик Норденшельд (1832— 1901) пытался пройти в высокие широты Арктики, но был остановлен. В 1872 г. Норденшельд вновь у берегов Шпицбергена с задачей пройти ледовый барьер на нартах, запряженных оленями, и при , выходе к открытой воде воспользоваться лодками и уж на них добираться до полюса. Полярники зимовали, но далее 80°42' пройти не смогли. Норденшельд совершил первое пересечение наиболее трудно доступных частей Шпицбергена — Северо-Восточной Земли и Восточного ледяного поля, крупнейшего ледника.
В 1872 г. австрийская экспедиция на «Тегеттгофе» с Ю. Пайером и К. Вайпрехтом намеревалась пройти к открытой воде вдоль западных берегов Новой Земли. Судно было блокировано льдом и отнесено на северо-запад к неизвестным островам. Австрийцы обследовали часть открытой земли, названной именем короля Австро-Венгрии Франца-Иосифа. Самый северный из достигнутых островов получил имя кронпринца Рудольфа. В 1874 г. участники австрийской экспедиции покинули судно, дотащили шлюпки до кромки льда и отплыли в сторону Новой Земли. Они были встречены русской промысловой шхуной и доставлены в норвежский порт Варде.
В 1875— 1876 гг. от берегов острова Элсмира попытку пробиться к полюсу предприняли англичане под руководством Д. Нэрса и потерпели неудачу. Нэрс сделал вывод: Северный полюс недосягаем. В 1878 г. Петерман, настойчиво отстаивавший идею о свободном полярном море, покончил с собой. Неудачи с попытками найти открытую воду в высоких широтах принесли тем не менее дополнительные сведения о природе высоких широт, о ледовой обстановке, о направлении дрейфа льдов.
Поскольку русское правительство явно не торопилось осваивать северные берега империи, промышленник М.К. Сидоров объявил денежную премию тому, кто пройдет морем в устье Оби и Енисея. В 1874 г. английский капитан И. Виггинс достиг сначала Обской, потом Енисейской губ. В 1875 г. в Карское море вошли корабли шведской экспедиции под руководством геолога А.Э. Норденшельда, получившего известность своими исследованиями на Шпицбергене. Один из кораблей провел зиму в бухте на острове, теперь известном под именем Диксон. Оскар Диксон — шведский промышленник, участвовавший в финансировании полярного предприятия. Целью Норденшельда было сквозное плавание из Атлантики вдоль сибирских берегов в Тихий океан. С этой целью была оборудована для ледового плавания парусно-моторная шхуна «Вега». Финансировали плавание Диксон и русский промышленник A.M. Сибиряков. Летом 1878 г Норденшельд на «Веге» прошел от Гетеборга до Колючинской губы на Чукотке. «Вега» вынуждена была стать на зимовку, хотя до Берингова пролива оставалось всего около 300 км. Во время зимовки участниками экспедиции был собран интересный гидрометеорологический материал наблюдений, данные о жизни и быте аборигенов. В июле 1879 г. без особого труда «Вега» вышла в Тихий океан и своим ходом южным маршрутом вернулась на родину. Это был первый сквозной проход судна по Северному морскому пути и первый полный морской обход вокруг Евразии. Материалы экспедиционных исследований составили основу пятитомной монографии.
В 1867 г. французский лейтенант Г. Ламбер предложил проект достижения Северного полюса со стороны Берингова пролива. Началась подготовка экспедиции, но в 1871 г. во время франко-прусской войны Ламбер погиб, и проект перестал быть актуальным. Идея Ламбера заинтересовала издателя американской газеты «Нью-Йорк геральд» Г. Беннетта. К нему с письмом обратился капитан Джордж Де-Лонг, в котором писал о предполагаемомтечении, которое, протекая через Берингов пролив, несет свои воды в сторону Северного полюса и создает общий дрейф в сторону Атлантического океана. Де-Лонг верил, что в струе этого течения ледовая обстановка более приемлема для мореплавания. На средства Беннегга была подготовлена экспедиция в восточную Арктику, и в 1879 г. «Жаннетга» вышла из Сан-Франциско. Первая задача — помощь Норденшельду зимовавшему в Колючинской губе, отпала: «Вега» Норденшельда самостоятельно вышла в Берингово море. После этого Де-Лонг направил свое судно на север Чукотского моря. 6 сентября «Жаннетта» оказалась в ледовой ловушке невдалеке от острова Геральд, открытого английским капитаном Г. Келлетом в 1849 г. Начался пассивный дрейф. Два года судно носило к северу от острова Врангеля, последовательно были открыты небольшие острова Жаннетгы и Генриетты (в честь жены Де-Лонга). 12 июня 1881 г. «Жаннетта» затонула. Команда численностью 33 человека направилась к Новосибирским островам. В пути был обнаружен еще один остров, Беннетта. Позже все обнаруженные четыре острова были объединены общим названием — архипелаг Де-Лонга. 20 августа потерпевшие крушение моряки вышли к острову Новая Сибирь и направились к дельте Лены. У острова Семеновского вышли к открытой воде и разместились на трех лодках. Во время шторма лодки потеряли связь друг с другом. Одна из них, очевидно, затонула. Вторая под командой инженера Мелвилла вошла в один из протоков дельты Лены, встретила эвенков и получила от них помощь. Третья во главе с Де-Лонгом также высадилась в дельте, но почти вся, за исключением двух матросов, посланных на поиск помощи, погибла от голода. Тела погибших и дневник Де-Лонга были обнаружены в 1882 г. Через два года после гибели «Жаннетгы» ее обломки и некоторые вещи, принадлежавшие команде, были выброшены на юго-западный берег
Гренландии.
В 1882- 1883 гг. по предложению К. Вайпрехта был проведен первый Международный полярный год. Был организован ряд долго действовавших стационарных гидрометеорологических наблюдений. Исследования стали более согласованными, а результаты — достоянием научной общественности. Опыт плавания и наблюдения Де-Лонга произвели впечатление на норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена (1861 — 1930). К тому времени в 1888 г. Нансен, Отто Свердруп и еще трое спутников совершили успешный лыжный переход через ледовый купол Гренландии с востока на запад. «Де-Лонг отметил в своем дневнике, что всюду на горизонте они видели «водяное небо», т. е. небо с темным отсветом чистой воды; значит, там может пройти прочный, приспособленный для плавания во льдах, корабль...» (Нансен, 1956. С. 56). По поводу найденных обломков «Жаннетты» на гренландском берегу Нансен написал: «...именно экспедиция на "Жаннетте" имела наибольшее значение для моего путешествия...» и «Если течение могло принести через неизвестные пространства льдину, то почему бы не воспользоваться этим течением для экспедиции? Так возник план» (Там же. С. 45 и 46). В 1890 г. развернутый и глубоко обоснованный план был доложен в Норвежском географическом обществе. Для его реализации Нансен предложил конструкцию судна, которое при сжатии льдов выжималось бы на поверхность. В докладе Нансен отметил также: «...мы отправляемся не для того, чтобы отыскать математическую точку, составляющую северный конец земной оси; достижение этой точки само по себе малоценно, но чтобы произвести наблюдения в обширной неисследованной части земного шара, окружающей полюс. Научный интерес этих наблюдений не уменьшится от того, пройдет ли наш путь через самый полюс или же на некотором расстоянии от него» (Там же. С. 59). Ни в Норвежском, ни в Лондонском географических обществах, где выступал Нансен, категорического одобрения план не получил. Напротив, многие именитые полярники называли его чистым безумием.
Но экспедиция состоялась. Было построено специальное судно. Нансен подобрал мужественную команду единомышленников. Русские промышленники снабдили Нансена ездовыми собаками. Геолог Э.В. Толль устроил три склада продовольствия на Новосибирских островах на случай гибели судна в том секторе Арктики. «Фрам» показал удивительную живучесть в Дедовом плену, а команда проявила подлинный героизм и великолепную подготовленность для длительного дрейфа во льдах Арктики. «Фрам» («Вперед») без затруднений прошел через Югорский Шар в Карское море, Подходил к берегам у устьев рек Кары и Пясины, обошел мыс Челюскин и к северу от Новосибирских островов 20 сентября 1893 г. подошел к кромке большого ледяного поля. Началась основная часть экспедиции: регулярные Метеорологические, гидрологические и геофизические наблюдения, промеры глубины, регулярные лыжные тренировки, тщательно продуманный Досуг. Судно мало-помалу дрейфовало в общем направлении на северо-запад.
Первые наблюдения в Центральной Арктике дали сенсационные выводы. «До сих пор, — писал Нансен, — все и всегда исходили из предположения, что Полярный бассейн мелководен и изобилует неизвестными островами и землями... Исходя из предположения о мелководное Полярного бассейна, многие думали, что пространство вокруг полюса было некогда покрыто обширным полярным материком, от которого теперь остались на поверхности океана лишь острова. Этот полярный материк считали колыбелью многих растительных и животных форм, нашедших оттуда путь в наши широты. И вот оказалось, что все эти догадки построены на довольно шатком основании. Большая глубина указывает на то, что здесь ни в коем случае не могло быть материка в один из последних геологических периодов; эти глубины столь же древни, как и глубины Атлантического океана, продолжение которого они, по всей вероятности, составляют» (Там же. С. 263). На глубинах 400 — 800 м обнаружен слой относительно теплой воды (до +0,85 "С, по сравнения с отрицательными значениями температуры в поверхностном и более глубоком горизонтах).
Когда стало ясно, что траектория дрейфа «Фрама» пройдет мимо полюса, Нансен стал готовиться к автономному путешествию по дрейфующим льдам. 14 марта 1895 г., когда судно находилось в точке 84° с. ш. и 10Г55' в. д., Нансен и Ф. Йохансен на двух нартах, с продовольствием и двумя эскимосскими каяками двинулись в направлении полюса без всякой надежды вернуться на корабль. На широте 86° 14' на пути путешественников встали высокие торосы, дальнейшее продвижение на север становилось все более опасным. Было решено возвращаться в направлении Земли Франца-Иосифа. Обратный пугь был трудным, опасным и полным драматизма. Однажды Йохансена сшиб с ног белый медведь, подоспевший Нансен убил зверя. Наконец путешественники вышли к одному из островов, устроили хижину и устроились на зимовку. Питались охотой, в основном медвежатиной. В июне 1896 г. направлявшиеся на юг Нансен и Йохансен встретились с зимовщиками английского полярного исследователя Ф. Джексона, на судне которого были доставлены в Норвегию. Через две недели на родину возвратился освободившийся из ледовых объятий у северных берегов Шпицбергена «Фрам». Героическая экспедиция Нансена завершилась полным успехом. Впервые были собраны обширные материалы о природе околополюсного пространства.
Ф. Нансен стал видным океанологом, профессором университета. В 1912 г. с сыном плавал к Шпицбергену. Итогом поездки стали две книги: «Шпицберген» и «Воды Шпицбергена». Нансену принадлежит также книга об истории арктических путешествий с глубокой древности «В туманах севера». Как верховный комиссар Лиги Наций Нансен бывал неоднократно в России, в 1922 г. он был удостоен Нобелевской премии мира.
«Фрам» показал свою исключительную живучесть во льдах. На нем экспедиции во главе с О. Свердрупом пришлось провести еще три зимовки среди островов Канадского архипелага. Свердруп прошел по ряду неоо-следованных проливов, совершил санные маршруты. На карте появились острова и Земля Свердрупа, острова Эллеф-Рингнес и Амунд-Рингнес в честь братьев, субсидировавших экспедицию, пролив Юрика (Эврика), ряд других географических объектов, названных именами участников экспедиции. Остров Элсмира и прилегающие острова приобрели очертания, близкие к современным. В западной части Канадского архипелага подробные исследования провели Вильямур Стефансон и Сторкер Сторкерсон в период с 1905 по 1917 г.
К Северному полюсу упорно стремился американец Роберт Пири. С 1886 г. он начал планомерно готовить себя к штурму «макушки планеты»: делал большие переходы по льду Гренландии и прилегающим морским льдам, готовил базы и склады продовольствия. Осенью 1909 г. Пири оповестил мир, что Северный полюс достигнут им 6 апреля 1909 г. Сообщение до сих пор вызывает сомнение. В 1907 г. в гонку за достижение Северного полюса включился Фредерик Кук. По его утверждению, он достиг Северного полюса на год раньше Пири, еще 21 апреля 1908 г. И это сообщение не вызвало безоговорочного признания. История зафиксировала тяжбу между двумя полярными спортсменами по поводу приоритета в достижении полюса. Географическая наука, однако, мало чем пополнилась от этих событий.
Продвижение иностранцев в Арктику вызвало оживленную реакцию среди молодых патриотов России с готовностью отправиться для изучения околополюсного пространства. Но только в конце XIXв. русское морское министерство организовало систематическое изучение гидрографии арктических морей. В течение семи лет с небольшими перерывами, с 1894 по 1901 г., под руководством А.И. Вилькицкого работала Карская гидрографическая экспедиция, результатом которой стала генеральная карта моря, в особенности подробная для Обско-Енисейского района.
Важные исследования в Арктике связаны с именем сотрудника Геологического музея Академии наук и активного члена Русского географического общества Эдуарда Васильевича Толля (1858—1902). В 1885—1886 гг. вместе с А.А. Бунге он исследовал Верхоянский хребет и Новосибирские острова, тщетно искал «Землю Санникова». Толль искренне верил в существование этой «земли», поскольку сам «видел» на горизонте ее очертания. На Новосибирских островах Толль побывал в 1893 г. в связи с подготовкой экспедиции Нансена. В 1899 г. Толль принял участие в арктическом рейсе «Ермака». В том же году в Академии наук было решено послать экспедицию на поиски «Земли Санникова», а Толлю предложено возглавить экспедицию. В Норвегии было подобрано китобойное судно, названное яхтой «Заря». Летом 1900 г. судно отправилось в Арктику, в августе уже было в Карском море, где был выполнен большой объем гидрографических измерений. Гидрографом экспедиции был прошедший серьезную стажировку в Главной физической обсерватории и в Норвегии Александр Васильевич Колчак. Уполуострова Таймыр была проведена первая зимовка. Толль и Колчак совершили Длительный тяжелый поход по внутренним Районам полуострова. Была выполнена съемка части побережья Таймыра и архипелага Норденшельда. По предложению Толля даны имена первоисследователей. На карте появились названия полуостровов и мысов Минина, Миддендорфа, Харитона Лаптева, Прончищева, Челюскина. Летом 1901 г. удалось пройти к острову Котельному и там стать на вторую зимовку. Капитан «Зари» Ф.А. Матисен ходил на северный берег Котельного, но никакого намека на «Землю Санникова» не увидел. Летом 1902 г. Толль в сопровождении астронома Зееберта и двух каюров отправился на остров Беннетта. Никто из участников этого похода не возвратился, и «Заря» к острову не смогла пробиться. В 1903 г. под руководством Колчака была организована экспедиция на вельботе от острова Новая Сибирь к острову Беннетта. В тяжелой ледовой обстановке Колчак едва не погиб. Из ледовой купели уже потерявшего сознание Колчака извлек боцман Н.А. Бегичев. На острове Беннетта Колчак и Бегичев обнаружили геологическую коллекцию, дневник Толля и записку о том, что он и его спутники отправляются самостоятельно к Новосибирским островам. Очевидно, вся группа Толля погибла.
Колчак участвовал в русско-японской войне, был ранен. В 1909 г. им опубликовано важное гидрографическое исследование «Лед Карского и Сибирского морей».
Необходимость детального изучения и освоения Северного морского пути становилась все более очевидной. С таким предложением к морскому штабу в 1904 г. обратился Владимир Александрович Русанов (1875—1913?), веривший в значительные перспективы арктического судоходства. Тогда предложение Русанова не нашло поддержки. В 1906 г. Русанов завершил образование в университете Сорбонны в Париже, получил специальность геолога, и все его помыслы были связаны с изучением Арктики. В период 1907—1910гг. Русанов пять раз побывал на Новой Земле, пересекал ее с восточного берега до западного, обошел по морю и Северный и Южный острова, открыл ряд месторождений угля, мрамора и других полезных ископаемых, видел открытыми большие пространства Карского моря и был убежден, что наиболее приемлем транспортный маршрут не через проливы Маточкин Шар и Карские Ворота, а огибая мыс Желания.
В 1912 г. на судне «Геркулес» Русанов был направлен на Шпицберген для уточнения запасов каменного угля и обоснования претензий России на их добычу. По выполнению этого задания Русанов по собственной инициативе направил судно к Новой Земле, от мыса Желания отправил с поморами письмо с сообщением о намерении пройти Северным морским путем. Это была последняя весть от Русанова и его спутников. Лишь в 1934 г. на западном побережье Таймыра были обнаружены некоторые вещи полярников и столб с надписью «Геркулес. 1913 г.».
Попытку пройти Северным морским путем предпринял Г.Л. Брусилов на паровой яхте «Св. Анна». В октябре 1912 г. в юго-западной части Карского моря судно попало в ледовый плен, вынесено далеко на север, дрейфовало к северу от Земли Франца-Иосифа. В апреле 1914 г. дрейфующее судно покинула группа моряков и направилась к архипелагу. Суши достигли лишь двое — штурман Альбанов и матрос Конрад. Они были подобраны членами команды судна «Св. Фока» экспедиции Г.Я. Седова.
Участник Карской гидрографической экспедиции А.И. Вилькицкого и исследователь взморья реки Колымы Георгий Яковлевич Седов (1877,— 1914) был поглощен идеей достижения Северного полюса и на ее реализацию положил все силы и саму собственную жизнь (Богучарсков, 1999). В августе 1912 г. на зафрахтованной шхуне он навсегда покинул Архангельск. Первая и незапланированная зимовка потребовалась у северо-западного берега Новой Земли. Сил было много, энергия не растрачена, проведены, помимо регулярных метеорологических наблюдений, важные исследования во внутренних частях острова. Ф. Нансен позже отмечал, что собранный седовцами научный материал «достаточен, чтобы считать результаты экспедиции очень и очень полезными». Вторая зимовка у Земли Франца-Иосифа подорвала силы, команда страдала от цинги, но продолжала вести регулярные гидрометеорологические наблюдения. Не взирая на уговоры, 14 февраля 1914 г. Седов в сопровождении двух матросов стартовал в направлении полюса. Через две недели Седов уже не мог идти, сидел на нартах и требовал двигаться в избранном направлении. 5 марта Седов скончался, ни на шаг не отступив от намеченной цели.
Участник седовской экспедиции, в будущем знаменитый ученый-полярник, В.В. Визе проанализировал судовой журнал «Св. Анны», построил траекторию ее дрейфа и сделал вывод, что к востоку от мыса Желания должно находиться мелководье или остров, препятствующий свободному дрейфу льдов. В 1932 г, в указанном районе был обнаружен остров, получивший имя Визе.
Крупным океанографическим предприятием была экспедиция на ледокольных судах «Таймыр» и «Вайгач». В 1909—1910 гг. они были перебазированы из Кронштадта во Владивосток и после короткой подготовки под руководством И.С. Сергеева направились в Чукотское море, в котором и началась опись берегов. Подходили к острову Врангеля, подняли на нем русский флаг. В 1911 г. опись берега была продолжена до устья Колымы, в 1912 г — до устья Лены. На зимний период суда уходили во Владивосток.
В 1913 г. заболевшего Сергеева сменил молодой гидрограф Борис Андреевич Вилькицкий (1885—1961). Тяжелая ледовая обстановка в проливе Дмитрия Лаптева вынудила Вилькицкого искать иной маршрут. Первым судном, обошедшим Новосибирские острова с севера, стал «Таймыр». «Вайгач» сумел у самого берега найти разводье и прошел проливом Д. Лаптева. 19 августа суда подошли к мысу Челюскин и встретили непреодолимый лед. При следовании вдоль кромки льда на север были обнаружены неизвестный остров (Малый Таймыр), потом целая гористая страна, названная Землей Романовых. Когда условия продвижения вперед стали невозможными, возвратились к месту зимовки на Аляску, теперь уже по проторенному пути к северу от Новосибирских островов. Заходили на остров Беннетта, взяли на борт коллекцию Толля. В 1914 г. суда прошли путь до западного побережья Таймыра и остановились на зимовку. В 1915 г. плавание было завершено в Архангельске. Проведена тщательная опись берегов на наиболее сложном для плавания участке к востоку от полуострова Таймыр, обнаружен ряд новых островов, в том числе протяженная часть берега, принадлежащая архипелагу Северная Земля, проведены гидрометеорологические, аэрологические и геомагнитные исследования.
Первый проход из Атлантического океана в Тихий вдоль канадского архипелага в 1903—1906гг. на маленьком суденышке «Йоа» с командой всего в семь человек совершил норвежский полярный путешественник Руал Амундсен (1872— 1928). Амундсен готовился штурмовать Северный полюс, но когда пришло сообщение, что полюс покорен, он решительно повел свое судно, все тот же неутомимый «Фрам», в южно-полярные широты.