Четверг, 19.06.2025, 21:42

Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Апрель » 3 » Про открытия в арктике. Путешествия и открытия в Арктике
14:33

Про открытия в арктике. Путешествия и открытия в Арктике





В кругах ученых и полярных исследователей продолжала оставаться достаточно популярной гипотеза об открытом водном пространстве вбли­зи Северного полюса. Наличие такой «полыньи» как будто подтвержда­лось не только теоретическими соображениями, но и конкретными наблю­дениями. В 1852 г. английский капитан Э.О. Инглфилд, исследуя северные берега Баффиновой Земли, далеко проник за пределы полярного круга, видел далеко простиравшееся открытое море, и лишь шторм заставил его прекратить плавание на север. В 1850-е гг. на севере Гренландии и на ост­рове Элсмира работали американские полярники, зимовали, совершили поход на ледовый купол самого большого в мире острова и были уверены, что к северу от Гренландии имеется открытое водное пространство. Книга участника экспедиции И.И. Хейса так и называлась «Открытое Полярное море». На портале wonderfulway.ru представлена уникальная информация про исследование Арктики и страны данного региона Земного шара. В 1861 г. шведская экспедиция Отто Торелля исследовала океан у западных берегов Шпицбергена и установила заметное влияние на тер­мические условия этой акватории теплого течения Гольфстрим. В 1863 г. норвежская экспедиция Э. Карлсена впервые обошла по открытой воде весь архипелаг, образующий Шпицберген. В 1871 г. в «открытое Полярное море» Хейса отправился американский пароход «Поларис» под командой Ч-Ф. Холла. Ему удалось проникнуть в море Линкольна, но на широте 82°26’встретились льды и пришлось отступить. Во время зимовки Холл скончал­ся. Летом 1872 г. в Баффиновом заливе судно потерпело бедствие. Когда на лед высадилась часть команды, судно внезапно освободилось из ледового плена и исчезло во мраке полярной ночи. Оставшиеся на льдине 19 участ­ников экспедиции, и в их числе девять эскимосов, выдержав невероятные испытания, были вынесены в Атлантику и только весной 1873 г. подобра­ны китобойным судном. 14 человек, оставшиеся на «Поларисе», дававшем сильную течь, посадили судно на мель, перезимовали на гренландском берегу. Летом 1873 г. на двух лодках они направились вдоль берега на юг и также были подобраны китобойцем.

Повышенный интерес к изучению Арктики был и в кругах русских ученых. В 1865 г. лейтенант Николай Густавович Шиллинг на основе сопоставления данных о дрейфе льдов в западной части Арктического бас­сейна сделал предположение, что «между Беринговым проливом и полю­сом или около тех мест должна находиться до сих пор не открытая земля берег которой имеет такое направление, что отражает от себя общее течение полярного моря и направляет его к востоку в пролив Северо-Американского архипелага» (Дибнер, 1959. С. 88). Свои соображения о характере циркуляции арктических льдов Шиллинг поместил в статье «О новом пути для открытий в Северном полярном Океане», опубликован­ной в «Морском сборнике».

В 1879 г. на заседании отделения физической географии Гео­графического общества была создана представительная комиссия, вклю­чавшая Шиллинга, для рассмотрения предложения А.И. Воейкова и полярного промышленника М.К. Сидорова о снаряжении экспедиции в северные моря. От имени комиссии доклад с развернутой программой необходимых исследований подготовил П.А. Кропоткин. В докладе, в част­ности, приведены аргументы в пользу необходимости тщательного поис­ка неизвестных островов. «Между Шпицбергеном и восточным берегом Гренландии, — говорилось в докладе, — замечено сильное течение... кото­рое постоянно несет огромные массы плавающего льда по этому направ­лению... Только вряд ли одна группа островов Шпицбергена была бы в состоянии удержать огромные массы льда, занимающие пространство в несколько тысяч квадратных миль в постоянно одинаковом положе­нии между Шпицбергеном и Новой Землей. Не представляет ли нам это обстоятельство, равно как и относительно легкое достижение северной части Шпицбергена, право думать, что между этим островом и Новой Землей находится еще не открытая земля, которая простирается к северу дальше Шпицбергена и удерживает льды за собою. Если бы этого материка здесь не существовало, то, вероятно, от действия течения... Нордкап и весь берег Лапландии были бы покрыты вечным льдом. Слабое теплое течение едва ли не уступило бы перед напором ледяных полей...» (Кропоткин, 1871. С. 41). Доклад комиссии представляет собой пример замечательного обоб­щения сведений и гипотез о физической географии Арктики и содержит обоснованный вывод о целесообразности организации экспедиции. «Цель экспедиции должна быть исключительно научная и по преимуществу гео­графическая... — обозреть возможно большее пространство Ледовитого Океана и расширить таким образом наши сведения об Океане и его остро­вах» (Там же. С. 90). В докладе отмечено слабое знание производительных сил не только окраин страны, но и ее внутренних частей, причину чего следует искать «в поразительном недостатке распространения точных и естественно-научных знаний в обществе, в отсутствии интереса ко всему выходящему из тесного кружка ближайших научных интересов...» (Там же. С. 82). Из-за отсутствия средств, программа не была реализована. Два года спустя Австрийская экспедиция К. Вайпрехта и Ю. Пайера открыла архипелаг, названный Землей Франца Иосифа.

В 1865 г. на съезде Берлинского географического общества известный 2G0 немецкий географ и журналист Август Петерман доложил соображения овозможности достижения полюса со стороны Шпицбергена. Петерман считал, что Гольфстрим распространяется вплоть до Чукотки, обеспечивая в Центральной Арктике существование полыньи (Таммиксаар, Сухова, 1997). Задача состояла в том, чтобы преодолеть ледовый пояс к северу от архипелага и войти в открытое полярное море.

В 1868 г. яхта «Германия» направилась на север вдоль восточных бере­гов Гренландии. Ей удалось пробиться до 80 0 с. ш. Экспедиция подтвер­дила существование теплого течения, направленного на север к западу от Шпицбергена, и холодного вдоль восточных берегов Гренландии в обратном направлении из Арктики. В 1869 г. немцы предприняли новую попытку пробиться в Арктику. Одно из судов, «Ганза», было льдами раз­давлено. Моряки совершили дрейф на льдине, на вельботах добрались до Гренландии и оттуда были доставлены на родину. Другое судно, пароход «Германия», провело зиму у северо-восточных берегов Гренландии и благополучно вернулось домой. Руководители экспедиции К. Кольдевей и Ю. Пайер относительно вопроса об открытом полярном море дали отри­цательный ответ.

В 1868 г. шведский полярник Нильс-Адольф Эрик Норденшельд (1832— 1901) пытался пройти в высокие широты Арктики, но был остановлен. В 1872 г. Норденшельд вновь у берегов Шпицбергена с задачей пройти ледовый барьер на нартах, запряженных оленями, и при , выходе к открытой воде воспользоваться лодками и уж на них добирать­ся до полюса. Полярники зимовали, но далее 80°42' пройти не смогли. Норденшельд совершил первое пересечение наиболее трудно доступных частей Шпицбергена — Северо-Восточной Земли и Восточного ледяного поля, крупнейшего ледника.

В 1872 г. австрийская экспедиция на «Тегеттгофе» с Ю. Пайером и К. Вайпрехтом намеревалась пройти к открытой воде вдоль западных берегов Новой Земли. Судно было блокировано льдом и отнесено на севе­ро-запад к неизвестным островам. Австрийцы обследовали часть открытой земли, названной именем короля Австро-Венгрии Франца-Иосифа. Самый северный из достигнутых островов получил имя кронпринца Рудольфа. В 1874 г. участники австрийской экспедиции покинули судно, дотащили шлюпки до кромки льда и отплыли в сторону Новой Земли. Они были встречены русской промысловой шхуной и доставлены в норвежский порт Варде.

В 1875— 1876 гг. от берегов острова Элсмира попытку пробиться к полюсу предприняли англичане под руководством Д. Нэрса и потерпели неудачу. Нэрс сделал вывод: Северный полюс недосягаем. В 1878 г. Петерман, настойчиво отстаивавший идею о свободном полярном море, покончил с собой. Неудачи с попытками найти открытую воду в высоких широтах принесли тем не менее дополнительные сведения о природе высоких широт, о ледовой обстановке, о направлении дрейфа льдов.

Поскольку русское правительство явно не торопилось осваивать северные берега империи, промышленник М.К. Сидоров объявил денежную премию тому, кто пройдет морем в устье Оби и Енисея. В 1874 г. англий­ский капитан И. Виггинс достиг сначала Обской, потом Енисейской губ. В 1875 г. в Карское море вошли корабли шведской экспедиции под руко­водством геолога А.Э. Норденшельда, получившего известность своими исследованиями на Шпицбергене. Один из кораблей провел зиму в бухте на острове, теперь известном под именем Диксон. Оскар Диксон — швед­ский промышленник, участвовавший в финансировании полярного пред­приятия. Целью Норденшельда было сквозное плавание из Атлантики вдоль сибирских берегов в Тихий океан. С этой целью была оборудована для ледового плавания парусно-моторная шхуна «Вега». Финансировали плавание Диксон и русский промышленник A.M. Сибиряков. Летом 1878 г Норденшельд на «Веге» прошел от Гетеборга до Колючинской губы на Чукотке. «Вега» вынуждена была стать на зимовку, хотя до Берингова про­лива оставалось всего около 300 км. Во время зимовки участниками экспе­диции был собран интересный гидрометеорологический материал наблю­дений, данные о жизни и быте аборигенов. В июле 1879 г. без особого труда «Вега» вышла в Тихий океан и своим ходом южным маршрутом вернулась на родину. Это был первый сквозной проход судна по Северному морско­му пути и первый полный морской обход вокруг Евразии. Материалы экс­педиционных исследований составили основу пятитомной монографии.

В 1867 г. французский лейтенант Г. Ламбер предложил проект достиже­ния Северного полюса со стороны Берингова пролива. Началась подготовка экспедиции, но в 1871 г. во время франко-прусской войны Ламбер погиб, и проект перестал быть актуальным. Идея Ламбера заинтересовала издателя американской газеты «Нью-Йорк геральд» Г. Беннетта. К нему с письмом обратился капитан Джордж Де-Лонг, в котором писал о предполагаемомтечении, которое, протекая через Берингов пролив, несет свои воды в сторону Северного полюса и создает общий дрейф в сторону Атлантического оке­ана. Де-Лонг верил, что в струе этого течения ледовая обстановка более при­емлема для мореплавания. На средства Беннегга была подготовлена экспеди­ция в восточную Арктику, и в 1879 г. «Жаннетга» вышла из Сан-Франциско. Первая задача — помощь Норденшельду зимовавшему в Колючинской губе, отпала: «Вега» Норденшельда самостоятельно вышла в Берингово море. После этого Де-Лонг направил свое судно на север Чукотского моря. 6 сентября «Жаннетта» оказалась в ледовой ловушке невдалеке от острова Геральд, открытого английским капитаном Г. Келлетом в 1849 г. Начался пассивный дрейф. Два года судно носило к северу от острова Врангеля, пос­ледовательно были открыты небольшие острова Жаннетгы и Генриетты (в честь жены Де-Лонга). 12 июня 1881 г. «Жаннетта» затонула. Команда чис­ленностью 33 человека направилась к Новосибирским островам. В пути был обнаружен еще один остров, Беннетта. Позже все обнаруженные четы­ре острова были объединены общим названием — архипелаг Де-Лонга. 20 августа потерпевшие крушение моряки вышли к острову Новая Сибирь и направились к дельте Лены. У острова Семеновского вышли к открытой воде и разместились на трех лодках. Во время шторма лодки потеряли связь друг с другом. Одна из них, очевидно, затонула. Вторая под командой инженера Мелвилла вошла в один из протоков дельты Лены, встретила эвенков и полу­чила от них помощь. Третья во главе с Де-Лонгом также высадилась в дельте, но почти вся, за исключением двух матросов, посланных на поиск помощи, погибла от голода. Тела погибших и дневник Де-Лонга были обнаружены в 1882 г. Через два года после гибели «Жаннетгы» ее обломки и некоторые вещи, принадлежавшие команде, были выброшены на юго-западный берег

Гренландии.

В 1882- 1883 гг. по предложению К. Вайпрехта был проведен первый Международный полярный год. Был организован ряд долго действовавших стационарных гидрометеорологичес­ких наблюдений. Исследования стали более согласованными, а результаты — достояни­ем научной общественности. Опыт плавания и наблюдения Де-Лонга произвели впечатление на норвежско­го полярного исследователя Фритьофа Нансена (1861 — 1930). К тому времени в 1888 г. Нансен, Отто Свердруп и еще трое спутников совершили успешный лыжный переход через ледовый купол Гренландии с востока на запад. «Де-Лонг отметил в своем дневнике, что всюду на горизон­те они видели «водяное небо», т. е. небо с темным отсветом чистой воды; значит, там может пройти прочный, приспособленный для плавания во льдах, корабль...» (Нансен, 1956. С. 56). По поводу найденных обломков «Жаннетты» на гренландском берегу Нансен написал: «...именно экспеди­ция на "Жаннетте" имела наибольшее значение для моего путешествия...» и «Если течение могло принести через неизвестные пространства льдину, то почему бы не воспользоваться этим течением для экспедиции? Так воз­ник план» (Там же. С. 45 и 46). В 1890 г. развернутый и глубоко обоснован­ный план был доложен в Норвежском географическом обществе. Для его реализации Нансен предложил конструкцию судна, которое при сжатии льдов выжималось бы на поверхность. В докладе Нансен отметил также: «...мы отправляемся не для того, чтобы отыскать математическую точку, составляющую северный конец земной оси; достижение этой точки само по себе малоценно, но чтобы произвести наблюдения в обширной неис­следованной части земного шара, окружающей полюс. Научный инте­рес этих наблюдений не уменьшится от того, пройдет ли наш путь через самый полюс или же на некотором расстоянии от него» (Там же. С. 59). Ни в Норвежском, ни в Лондонском географических обществах, где выступал Нансен, категорического одобрения план не получил. Напротив, многие именитые полярники называли его чистым безумием.

Но экспедиция состоялась. Было построено специальное судно. Нансен подобрал мужественную команду единомышленников. Русские промыш­ленники снабдили Нансена ездовыми собаками. Геолог Э.В. Толль устроил три склада продовольствия на Новосибирских островах на случай гибели судна в том секторе Арктики. «Фрам» показал удивительную живучесть в Дедовом плену, а команда проявила подлинный героизм и великолепную подготовленность для длительного дрейфа во льдах Арктики. «Фрам» («Вперед») без затруднений прошел через Югорский Шар в Карское море, Подходил к берегам у устьев рек Кары и Пясины, обошел мыс Челюскин и к северу от Новосибирских островов 20 сентября 1893 г. подошел к кромке большого ледяного поля. Началась основная часть экспедиции: регулярные Метеорологические, гидрологические и геофизические наблюдения, промеры глубины, регулярные лыжные тренировки, тщательно продуманный Досуг. Судно мало-помалу дрейфовало в общем направлении на северо-запад.

Первые наблюдения в Центральной Арктике дали сенсационные выво­ды. «До сих пор, — писал Нансен, — все и всегда исходили из предположе­ния, что Полярный бассейн мелководен и изобилует неизвестными остро­вами и землями... Исходя из предположения о мелководное Полярного бассейна, многие думали, что пространство вокруг полюса было некогда покрыто обширным полярным материком, от которого теперь остались на поверхности океана лишь острова. Этот полярный материк считали колы­белью многих растительных и животных форм, нашедших оттуда путь в наши широты. И вот оказалось, что все эти догадки построены на довольно шатком основании. Большая глубина указывает на то, что здесь ни в коем случае не могло быть материка в один из последних геологических перио­дов; эти глубины столь же древни, как и глубины Атлантического океана, продолжение которого они, по всей вероятности, составляют» (Там же. С. 263). На глубинах 400 — 800 м обнаружен слой относительно теплой воды (до +0,85 "С, по сравнения с отрицательными значениями температуры в поверхностном и более глубоком горизонтах).

Когда стало ясно, что траектория дрейфа «Фрама» пройдет мимо полюса, Нансен стал готовиться к автономному путешествию по дрейфу­ющим льдам. 14 марта 1895 г., когда судно находилось в точке 84° с. ш. и 10Г55' в. д., Нансен и Ф. Йохансен на двух нартах, с продовольствием и двумя эскимосскими каяками двинулись в направлении полюса без вся­кой надежды вернуться на корабль. На широте 86° 14' на пути путешест­венников встали высокие торосы, дальнейшее продвижение на север ста­новилось все более опасным. Было решено возвращаться в направлении Земли Франца-Иосифа. Обратный пугь был трудным, опасным и полным драматизма. Однажды Йохансена сшиб с ног белый медведь, подоспев­ший Нансен убил зверя. Наконец путешественники вышли к одному из островов, устроили хижину и устроились на зимовку. Питались охотой, в основном медвежатиной. В июне 1896 г. направлявшиеся на юг Нансен и Йохансен встретились с зимовщиками английского полярного иссле­дователя Ф. Джексона, на судне которого были доставлены в Норвегию. Через две недели на родину возвратился освободившийся из ледовых объ­ятий у северных берегов Шпицбергена «Фрам». Героическая экспедиция Нансена завершилась полным успехом. Впервые были собраны обширные материалы о природе околополюсного пространства.

Ф. Нансен стал видным океанологом, профессором университета. В 1912 г. с сыном плавал к Шпицбергену. Итогом поездки стали две книги: «Шпицберген» и «Воды Шпицбергена». Нансену принадлежит также книга об истории арктических путешествий с глубокой древности «В туманах севера». Как верховный комиссар Лиги Наций Нансен бывал неоднократ­но в России, в 1922 г. он был удостоен Нобелевской премии мира.

«Фрам» показал свою исключительную живучесть во льдах. На нем экс­педиции во главе с О. Свердрупом пришлось провести еще три зимовки среди островов Канадского архипелага. Свердруп прошел по ряду неоо-следованных проливов, совершил санные маршруты. На карте появились острова и Земля Свердрупа, острова Эллеф-Рингнес и Амунд-Рингнес в честь братьев, субсидировавших экспедицию, пролив Юрика (Эврика), ряд других географических объектов, названных именами участников экс­педиции. Остров Элсмира и прилегающие острова приобрели очертания, близкие к современным. В западной части Канадского архипелага подробные исследования провели Вильямур Стефансон и Сторкер Сторкерсон в период с 1905 по 1917 г.

К Северному полюсу упорно стремился американец Роберт Пири. С 1886 г. он начал планомерно готовить себя к штурму «макушки пла­неты»: делал большие переходы по льду Гренландии и прилегающим морским льдам, готовил базы и склады продовольствия. Осенью 1909 г. Пири оповестил мир, что Северный полюс достигнут им 6 апреля 1909 г. Сообщение до сих пор вызывает сомнение. В 1907 г. в гонку за достиже­ние Северного полюса включился Фредерик Кук. По его утверждению, он достиг Северного полюса на год раньше Пири, еще 21 апреля 1908 г. И это сообщение не вызвало безоговорочного признания. История зафиксиро­вала тяжбу между двумя полярными спортсменами по поводу приоритета в достижении полюса. Географическая наука, однако, мало чем пополни­лась от этих событий.

Продвижение иностранцев в Арктику вызвало оживленную реакцию среди молодых патриотов России с готовностью отправиться для изучения околополюсного пространства. Но только в конце XIXв. русское морское министерство организовало систематическое изучение гидрографии арк­тических морей. В течение семи лет с небольшими перерывами, с 1894 по 1901 г., под руководством А.И. Вилькицкого работала Карская гидрографи­ческая экспедиция, результатом которой стала генеральная карта моря, в особенности подробная для Обско-Енисейского района.

Важные исследования в Арктике связаны с именем сотрудника Гео­логического музея Академии наук и активного члена Русского географического общества Эдуарда Васильевича Толля (1858—1902). В 1885—1886 гг. вмес­те с А.А. Бунге он исследовал Верхоянский хребет и Новосибирские ост­рова, тщетно искал «Землю Санникова». Толль искренне верил в сущест­вование этой «земли», поскольку сам «видел» на горизонте ее очертания. На Новосибирских островах Толль побывал в 1893 г. в связи с подготовкой экспедиции Нансена. В 1899 г. Толль при­нял участие в арктическом рейсе «Ермака». В том же году в Академии наук было реше­но послать экспедицию на поиски «Земли Санникова», а Толлю предложено возгла­вить экспедицию. В Норвегии было подоб­рано китобойное судно, названное яхтой «Заря». Летом 1900 г. судно отправилось в Арктику, в августе уже было в Карском море, где был выполнен большой объем гидрогра­фических измерений. Гидрографом экспеди­ции был прошедший серьезную стажировку в Главной физической обсерватории и в Норвегии Александр Васильевич Колчак. Уполуострова Таймыр была проведена первая зимовка. Толль и Колчак совершили Длительный тяжелый поход по внутренним Районам полуострова. Была выполнена съемка части побережья Таймыра и архипе­лага Норденшельда. По предложению Толля даны имена первоисследователей. На карте появились названия полуос­тровов и мысов Минина, Миддендорфа, Харитона Лаптева, Прончищева, Челюскина. Летом 1901 г. удалось пройти к острову Котельному и там стать на вторую зимовку. Капитан «Зари» Ф.А. Матисен ходил на север­ный берег Котельного, но никакого намека на «Землю Санникова» не увидел. Летом 1902 г. Толль в сопровождении астронома Зееберта и двух каюров отправился на остров Беннетта. Никто из участников этого похода не возвратился, и «Заря» к острову не смогла пробиться. В 1903 г. под руко­водством Колчака была организована экспедиция на вельботе от острова Новая Сибирь к острову Беннетта. В тяжелой ледовой обстановке Колчак едва не погиб. Из ледовой купели уже потерявшего сознание Колчака извлек боцман Н.А. Бегичев. На острове Беннетта Колчак и Бегичев обна­ружили геологическую коллекцию, дневник Толля и записку о том, что он и его спутники отправляются самостоятельно к Новосибирским островам. Очевидно, вся группа Толля погибла.

Колчак участвовал в русско-японской войне, был ранен. В 1909 г. им опубликовано важное гидрографическое исследование «Лед Карского и Сибирского морей».

Необходимость детального изучения и освоения Северного морского пути становилась все более очевидной. С таким предложением к морскому штабу в 1904 г. обратился Владимир Александрович Русанов (1875—1913?), веривший в значительные перспективы арктического судоходства. Тогда предложение Русанова не нашло поддержки. В 1906 г. Русанов завершил образование в университете Сорбонны в Париже, получил специальность геолога, и все его помыслы были связаны с изучением Арктики. В период 1907—1910гг. Русанов пять раз побывал на Новой Земле, пересекал ее с восточного берега до западного, обошел по морю и Северный и Южный острова, открыл ряд месторождений угля, мрамора и других полезных ископаемых, видел открытыми большие пространства Карского моря и был убежден, что наиболее приемлем транспортный маршрут не через проливы Маточкин Шар и Карские Ворота, а огибая мыс Желания.

В 1912 г. на судне «Геркулес» Русанов был направлен на Шпицберген для уточнения запасов каменного угля и обоснования претензий России на их добычу. По выполнению этого задания Русанов по собственной инициа­тиве направил судно к Новой Земле, от мыса Желания отправил с помора­ми письмо с сообщением о намерении пройти Северным морским путем. Это была последняя весть от Русанова и его спутников. Лишь в 1934 г. на западном побережье Таймыра были обнаружены некоторые вещи поляр­ников и столб с надписью «Геркулес. 1913 г.».

Попытку пройти Северным морским путем предпринял Г.Л. Брусилов на паровой яхте «Св. Анна». В октябре 1912 г. в юго-западной части Карского моря судно попало в ледовый плен, вынесено далеко на север, дрейфовало к северу от Земли Франца-Иосифа. В апреле 1914 г. дрейфующее судно покинула группа моряков и направилась к архипелагу. Суши достигли лишь двое — штурман Альбанов и матрос Конрад. Они были подобраны членами команды судна «Св. Фока» экспедиции Г.Я. Седова.

Участник Карской гидрографической экспедиции А.И. Вилькицкого и исследователь взморья реки Колымы Георгий Яковлевич Седов (1877,— 1914) был поглощен идеей достижения Северного полюса и на ее реализацию положил все силы и саму собственную жизнь (Богучарсков, 1999). В августе 1912 г. на зафрахтованной шхуне он навсегда покинул Архангельск. Первая и незапланированная зимовка потребовалась у севе­ро-западного берега Новой Земли. Сил было много, энергия не растрачена, проведены, помимо регулярных метеорологических наблюдений, важные исследования во внутренних частях острова. Ф. Нансен позже отмечал, что собранный седовцами научный материал «достаточен, чтобы счи­тать результаты экспедиции очень и очень полезными». Вторая зимовка у Земли Франца-Иосифа подорвала силы, команда страдала от цинги, но продолжала вести регулярные гидрометеорологические наблюдения. Не взирая на уговоры, 14 февраля 1914 г. Седов в сопровождении двух мат­росов стартовал в направлении полюса. Через две недели Седов уже не мог идти, сидел на нартах и требовал двигаться в избранном направлении. 5 марта Седов скончался, ни на шаг не отступив от намеченной цели.

Участник седовской экспедиции, в будущем знаменитый ученый-полярник, В.В. Визе проанализировал судовой журнал «Св. Анны», построил траекторию ее дрейфа и сделал вывод, что к востоку от мыса Желания должно находиться мелководье или остров, препятствующий свободному дрейфу льдов. В 1932 г, в указанном районе был обнаружен остров, получивший имя Визе.

Крупным океанографическим предприятием была экспедиция на ледо­кольных судах «Таймыр» и «Вайгач». В 1909—1910 гг. они были перебази­рованы из Кронштадта во Владивосток и после короткой подготовки под руководством И.С. Сергеева направились в Чукотское море, в котором и началась опись берегов. Подходили к острову Врангеля, подняли на нем русский флаг. В 1911 г. опись берега была продолжена до устья Колымы, в 1912 г — до устья Лены. На зимний период суда уходили во Владивосток.

В 1913 г. заболевшего Сергеева сменил молодой гидрограф Борис Андреевич Вилькицкий (1885—1961). Тяжелая ледовая обстановка в проливе Дмитрия Лаптева вынудила Вилькицкого искать иной марш­рут. Первым судном, обошедшим Новосибирские острова с севера, стал «Таймыр». «Вайгач» сумел у самого берега найти разводье и прошел про­ливом Д. Лаптева. 19 августа суда подошли к мысу Челюскин и встретили непреодолимый лед. При следовании вдоль кромки льда на север были обнаружены неизвестный остров (Малый Таймыр), потом целая гористая страна, названная Землей Романовых. Когда условия продвижения вперед стали невозможными, возвратились к месту зимовки на Аляску, теперь уже по проторенному пути к северу от Новосибирских островов. Заходили на остров Беннетта, взяли на борт коллекцию Толля. В 1914 г. суда прошли путь до западного побережья Таймыра и остановились на зимовку. В 1915 г. плавание было завершено в Архангельске. Проведена тщательная опись берегов на наиболее сложном для плавания участке к востоку от полуострова Таймыр, обнаружен ряд новых островов, в том числе протяженная часть берега, принадлежащая архипелагу Северная Земля, проведены гидроме­теорологические, аэрологические и геомагнитные исследования.

Первый проход из Атлантического океана в Тихий вдоль канадского архипелага в 1903—1906гг. на маленьком суденышке «Йоа» с командой всего в семь человек совершил норвежский полярный путешественник Руал Амундсен (1872— 1928). Амундсен готовился штурмовать Северный полюс, но когда пришло сообщение, что полюс покорен, он решительно повел свое судно, все тот же неутомимый «Фрам», в южно-полярные широты.



Источник: vseprostrany.ru
Просмотров: 423 | Добавил: appraid | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа

Поиск

Календарь
«  Апрель 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2025Создать бесплатный сайт с uCoz